АвторСообщение
постоянный участник


Пост N: 58
Зарегистрирован: 12.06.07
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 15:45. Заголовок: Схемотехника транзисторных приемников: 60е-90е


Вот решил открыть дискуссию :)
В последнее время пришлось восстанавливать много отечественных всеволновых транзисторных приемников - от первых Спидол до Салюта, Ленинграда-010 и последних Океанов 221, 222. Решил их всех оценить по абсолютно субъективному критерию - какой "приятнее всего" слушать на КВ - наиболее "комфортно". Абсолютно субъективно под комфортностью я понимаю уровень шумов, плавание звука, разборчивость, мягкость, внятность речи, легкость настройки/отстройки, собственный напряг при прослушивании (во как загнул :-)).

Пришел к субъективному выводу, что более "старые" приемники по этому "критерию" лучше. Наиболее приятным для меня оказался ВЭФ-12 69 года.

Попытался найти объяснение, и пришел к выводу, что все же классическая схемотехника и точная настройка - это великое дело А именно КПЕ с воздушным диэлектриком, четырехконтурный ФСС, трансформаторный УНЧ, отсутствие экономии на конденсаторах во входных и гетородинных контурах... А электронная настройка, пьезофильтры - все это от лукавого :)

В общем ВЭФ-12 (классическая Спидола с лучшим динамиком) - форевер (шутка)

А, может, есть другие объяснения этой "приятности" :) (ламповую технику не трогаю)


Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 40 [только новые]







Пост N: 2204
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 16:02. Заголовок: Есть.Просто ФСС на В..


Есть.Просто ФСС на ВЭФе тогда еще настраивали ...потому и звучит луше чем тракт с пьезофильтром.Я слушал после этого десяток 205 и 209 Океанофф,у которых плату ПЧ "не касалась рука настройщика"....

В автосалоне ВАЗ:
- Пап, бибика!
- Не трогай каку!!
Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 59
Зарегистрирован: 12.06.07
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 16:12. Заголовок: para bellum так я и ..


para bellum так я и говорю "классическая схемотехника и точная настройка "... Да и в тех же Океанах (даже раньше - начиная с ВЭФ-202) на конденсаторах во входных и гетеродинных контурах уже экономить начали... Субъективно ВЭФ-202 хуже, чем ВЭФ-12 по приему (сравнивал не по одному экземпляру)

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2205
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 16:19. Заголовок: а вы пробовали настр..


а вы пробовали настраивать ВЭФ 202 или 206 "как положено по заводскому руководству?" Я делал пару раз 206-й ВЭФ и получалось достойно

В автосалоне ВАЗ:
- Пап, бибика!
- Не трогай каку!!
Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 60
Зарегистрирован: 12.06.07
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 16:34. Заголовок: para bellum По завод..


para bellum По заводскому не пробовал... По "собственному опыту" - да. Согласен - вполне достойно, но не более того Со Спидолой и 12 как-то лучше все получалось...

Хотя идея моего топика немного в другом: сложные/упрощенные вх./гет. контура, ФСС против ПФ, КПЕ против варикапа... Что-то в смысле "чем ближе к классическим физическим принципам работы, тем лучше, индуктивность должна быть индуктивностью, емкость - емкостью" (Во как загнул )

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2206
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 16:36. Заголовок: А по времени попадан..


А по времени попадания в руки что было раньше а что позже?

В автосалоне ВАЗ:
- Пап, бибика!
- Не трогай каку!!
Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 61
Зарегистрирован: 12.06.07
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 16:40. Заголовок: Порядок скорее всего..


Порядок скорее всего такой - Спидола и Океаны, 12 и 202, Ленинград, Салют. В принципе, после общения с "высшим классом" и решил поиграться, благо в данный момент дома было все...

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2207
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 16:59. Заголовок: Vlad Timan пишет: К..


Vlad Timan пишет:

 цитата:
КПЕ против варикапа



я бы не стал противопоставлять.Потому что КПЕ (даже воздушный) не есть однозначно "хорошо", и варикап не есть "плохо".
Все дело в "прокладке между стулом и письменным столом".

В автосалоне ВАЗ:
- Пап, бибика!
- Не трогай каку!!
Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 62
Зарегистрирован: 12.06.07
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 17:12. Заголовок: para bellum А я все..


para bellum
А я все же не про "прокладку", а про элементную базу и схемотехнику при условии идеальной "прокладки"

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2208
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 17:15. Заголовок: идеальных людей не б..


идеальных людей не бывает,поэтому каждый народ достоин своего "ширпотреба".

В автосалоне ВАЗ:
- Пап, бибика!
- Не трогай каку!!
Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 225
Зарегистрирован: 06.02.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 17:37. Заголовок: КПЕ хорошо показали ..


КПЕ хорошо показали себя только воздушные. Те, что с прокладками (не знаю как правильно называются) недолговечны и оправданы в малогабаритах. А варикапные системы, ну это просто чёрная полоса в советской радиотехнике. Бррр...
По мне так любой приёмник хорош с воздушным КПЕ и тонкой настройкой на КВ.

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 2032
Зарегистрирован: 27.10.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 18:13. Заголовок: Мне кажется, что ..


Мне кажется, что "воздушные" КПЕ явно лучше варикапов. По всем параметрам, кроме размеров, веса и ударопрочности)))))))))

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 63
Зарегистрирован: 12.06.07
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 18:18. Заголовок: Mbembe Виктор Ф Ну в..


Mbembe Виктор Ф Ну вот - нашел единомышленников Mbembe Прокладки в КПЕ обычно фторопластовые.
А как насчет ПФ против ФСС?

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 6
Зарегистрирован: 29.08.07
Откуда: Украина, Симферополь
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 18:43. Заголовок: Недавно несколько ве..


Недавно несколько вечеров подряд сравнивал первую Спидолу с первым Меридианом. По чутью разницы не заметил, а по избирательности на КВ, по качеству звучания и, как сказал Vlad Timan, "комфортности", больше понравился Меридиан. Ранее сравнивал Океан-214 и Ригу-104. Больше понравился Океан, хотя Рига выше классом. Уверен, что переключатели диапазонов на П2К гораздо хуже барабанных. Варикапы мне тоже не нравятся. Хочу сравнить Ленинграды 006 и 010 с Салютом, но, к сожалению, Салюта пока нет.

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 65
Зарегистрирован: 12.06.07
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 18:49. Заголовок: АВВ Не хотел сам под..


АВВ Не хотел сам поднимать эту темку, но Вы подняли терпеть не могу П2К - особенно в обслуживании...
Добавлю - Сравнивал Салют-001 (правда оду штуку только) с Океан-209. Океан по всем параметрам лучше, хотя и с одним преобразованием... А АПЧ на КВ в Салюте - это что-то...

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 2035
Зарегистрирован: 27.10.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 19:37. Заголовок: Vlad Timan пишет: П..


Vlad Timan пишет:

 цитата:
Прокладки в КПЕ обычно фторопластовые


Не обязательно.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2209
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 21:22. Заголовок: Vlad Timan пишет: А..


Vlad Timan пишет:

 цитата:
АПЧ на КВ в Салюте



учите матчасть-там АПЧ НА ВСЕХ диапазонах..полюс специфически сделана-при касании ручки настройки отключалась и включалась через 7-10 сек когда отпускаешь ручку-отсюда и глюки

В автосалоне ВАЗ:
- Пап, бибика!
- Не трогай каку!!
Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2210
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 21:24. Заголовок: Виктор Ф пишет: воз..


Виктор Ф пишет:

 цитата:
воздушные" КПЕ явно лучше варикапов



просто сделать контур с хорошей добротностью на варикапе по сравнению с КПЕ-трудновато )))
И еще-не забывайте,что во многих ламповых и очень многих автоприемниках применялся как элемент перестройки ферровариометр

В автосалоне ВАЗ:
- Пап, бибика!
- Не трогай каку!!
Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 2038
Зарегистрирован: 27.10.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 21:35. Заголовок: para bellum пишет: ..


para bellum пишет:

 цитата:
учите матчасть-там АПЧ НА ВСЕХ диапазонах..


para bellum)))))))))), просто он делал упор на КВ))))))))))

Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 2039
Зарегистрирован: 27.10.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 21:40. Заголовок: para bellum пишет: ..


para bellum пишет:

 цитата:
И еще-не забывайте,что во многих ламповых и очень многих автоприемниках применялся как элемент перестройки ферровариометр


Ну и что? Во первых, только на некоторых диапазонах. Будете утверждать что ферровариометр лучше чем КПЕ с воздушным диэлектриком на диапазонах СВ, ДВ и КВ?
В передатчиках конечно вариометры иногда вне конкуренции, но в приемниках...........

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2211
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 22:40. Заголовок: В авторадио вариомет..


В авторадио вариометр был вне конкуренции-какой там КПЕ? а клгда появились дешевые варикапы-все на них и съехали-типа "пипл схавает"

В автосалоне ВАЗ:
- Пап, бибика!
- Не трогай каку!!
Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 2043
Зарегистрирован: 27.10.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 22:50. Заголовок: para bellum пишет: ..


para bellum пишет:

 цитата:
В авторадио вариометр был вне конкуренции


Только из-за вибро и ударостойкости. Согласны?
Про авторадиотехнику речь вообще не шла в начале топика.


Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 2044
Зарегистрирован: 27.10.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 22:54. Заголовок: Кстати, глупо спорит..


Кстати, глупо спорить о том что современные технологии не переиграют КПЕ, придуманный на заре радиотехники)))))))))).
Но в некоторых нишах он будет себя чуствовать комфортно всегда.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2213
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.11.07 23:45. Заголовок: Виктор Ф пишет: сов..


Виктор Ф пишет:

 цитата:
современные технологии не переиграют КПЕ,



не знаю ...ИМХО часто имеет место быть схемотехническая профанация....я как "правоверный радиоинженер" был очень недоволен в свое время схемой перестройки УВЧ и гетеродина в УКВ у Риги-310...там стоял на входе неперестраиваемый контур на варикапе с настройкой на середину диапазона ,а перестраивались только гетеродин и смеситель.ради упрощения схемы идут на все...

В автосалоне ВАЗ:
- Пап, бибика!
- Не трогай каку!!
Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник




Пост N: 767
Зарегистрирован: 02.02.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.07 02:32. Заголовок: Vlad Timan пишет: Н..


Vlad Timan пишет:

 цитата:
Наиболее приятным для меня оказался ВЭФ-12 69 года.


По удобству "работы" с приемником,при многочасовом поиске радиостанций на КВ,
VEF-Spidola-232 вне всякой конкуренции,а по остальным параметрам Ленинград-015.
Конечно,хотелось бы,чтобы вместо варикапной настройки в Ленинграде был переменный конденсатор,
более широкий диапазон частот,fine tuning,SSB, и тд.и тп.,но все равно по чувствительности и избирательности это приемник мирового уровня.И,кстати,качество примаемого сигнала на АМ и ЧМ у него прекрасное,особенно если использовать его как тюнер.


Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник




Пост N: 768
Зарегистрирован: 02.02.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.07 02:53. Заголовок: А что касается внешн..


А что касается внешнего вида,дизайна,то поставьте рядом с любым нашим приемником Ленинград 002 или 006 и сразу будет не о чем говорить. Это Ролс Ройс...
Хотя и Л-015 далеко не Жигули.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2216
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.07 10:44. Заголовок: REM007 пишет: Ленин..


REM007 пишет:

 цитата:
Ленинград 002 или 006 и сразу будет не о чем говорить



будет-будет..Тема копирования внешнего вида напрашивается .Более -менее ясно откуда взята Рига-103.Ну с Ленинградом -010 тоже все понятно,а вот 002-006 как-то мне их первоисточники на глаза не попадались

В автосалоне ВАЗ:
- Пап, бибика!
- Не трогай каку!!
Спасибо: 0 
Профиль



Пост N: 226
Зарегистрирован: 06.02.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.07 11:00. Заголовок: да, Ленинграды 002/6..


да, Ленинграды 002/6 красивые и звучат красиво. Но, мне попадались только "наборы деталей". абсолютно не настроенные экземпляры с крайне отвратительной чувствительностью. Потом и Ленинград-010 попался не лучше. Просто "куча металлолома" хоть возьми механику, хоть электронику. В общем, с тех пор, Ленинграды я перестал уважать и обращать на них внимание. VEF вне конкуренции. Сколько их попадалось в руки, всеми доволен. Почистишь ПТК и радуешься.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2217
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.07 11:06. Заголовок: Mbembe пишет: Почис..


Mbembe пишет:

 цитата:
Почистишь ПТК



вот за это я их и не уважаю.По мне Спидолы серии 20х/23х/25х насчет механики барабана с планками понадежнее

В автосалоне ВАЗ:
- Пап, бибика!
- Не трогай каку!!
Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник




Пост N: 770
Зарегистрирован: 02.02.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.07 13:28. Заголовок: Mbembe пишет: Потом..


Mbembe пишет:

 цитата:
Потом и Ленинград-010 попался не лучше. Просто "куча металлолома" хоть возьми механику, хоть


Речь идет о рабочих приемниках,а не о тех кому какие где-то попались.Ну попался мне нерабочий
Panasonic RF-5000, и что,все Панасоники отстой?

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 66
Зарегистрирован: 12.06.07
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.07 14:54. Заголовок: Вчера вечером из 4х ..


Вчера вечером из 4х полурабочих ВЭФ-202 (ну и много же их осталось у людей!) делал 3 рабочих. При полном отсутствии разъемов - одно удовольствие обслуживать - никаких п2к, преобразователей для варикапов, легко "вправляемый" КПЕ, примитивная классическая схема ну и т.д. 3 часа работы - и имеем 3 абсолютно рабочих почти всеволновых приемника с очень неплохими характеристиками... и каждому из них по 35 лет...
Когда попался первый Ленинград-010 - открыл, ужаснулся, закрыл и продал Только со второй попытки решился браться за ремонт...
para bellum пишет:

 цитата:
учите матчасть-там АПЧ НА ВСЕХ диапазонах..полюс специфически сделана-при касании ручки настройки отключалась и включалась через 7-10 сек когда отпускаешь ручку-отсюда и глюки


Ну не надо таким менторским тоном (шутка) Знаю я хорошо про АПЧ в Салюте, просто раз уж сделана на АМ, то именно на КВ от нее ждешь наибольшего эффекта, а она, мягко говоря, оставляет желать лучшего

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник


Пост N: 67
Зарегистрирован: 12.06.07
Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.07 15:01. Заголовок: REM007 пишет: По уд..


REM007 пишет:

 цитата:
По удобству "работы" с приемником,при многочасовом поиске радиостанций на КВ,
VEF-Spidola-232 вне всякой конкуренции,а по остальным параметрам Ленинград-015.
Конечно,хотелось бы,чтобы вместо варикапной настройки в Ленинграде был переменный конденсатор,
более широкий диапазон частот,fine tuning,SSB, и тд.и тп.,но все равно по чувствительности и избирательности это приемник мирового уровня.И,кстати,качество примаемого сигнала на АМ и ЧМ у него прекрасное,особенно если использовать его как тюнер.


Да - грамотно сделанные ручки настройки - великое дело... Из всех Спидол этого типа мне больше всего нравится 250... К сожалению, сейчас нигде найти не могу...
К сожалению, с ленинградом-015 пообщаться не пришлось... Но верю на слово

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник




Пост N: 81
Зарегистрирован: 04.08.07
Откуда: Россия, Калининград
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.07 15:28. Заголовок: para bellum пишет: ..


para bellum пишет:

 цитата:
был очень недоволен в свое время схемой перестройки УВЧ и гетеродина в УКВ у Риги-310...


Вот эту Ригу я никак победить не могу. Перестала "ловить" на УКВ. Шум тока идёт, как буд-то не станция не настроена, у ухватить никак.... Неужто смеситель полетел? Не подскажете, что-нибудь из практики....

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2221
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.07 15:32. Заголовок: прямо так не подскаж..


прямо так не подскажу.Попробуйте померять -меняется ли напряжение перестройки от 1 до 30 вольт на варикапах -во-первых.И режимы по постоянному току в УВЧ на УКВ.Схема имеется?

В автосалоне ВАЗ:
- Пап, бибика!
- Не трогай каку!!
Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник




Пост N: 965
Зарегистрирован: 15.11.06
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.07 15:33. Заголовок: Вчера из-за отключки..


Вчера из-за отключки интернета был вынужден заниматься сравнением Spidola-231 и Океан-221. В квартире у меня условия приёма на КВ весьма сложные, да и у Океана потенциометр настройки довольно стёртый, поэтому толком выяснить ничего не удалось. Но на ДВ и СВ Океан однозначно лучше.
Поэтому ПКФ в УПЧ - это, в принципе, неплохо.

В действительности всё не так, как на самом деле. Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник




Пост N: 82
Зарегистрирован: 04.08.07
Откуда: Россия, Калининград
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.07 15:40. Заголовок: para bellum пишет: ..


para bellum пишет:

 цитата:
от 1 до 30 вольт


меняется, но не до 30, до 5-ти где-то. Там питание 12 вольт.
Я наверно создам темку отдельную по этому поводу... Схема есть. Режимы в пределах допуска...

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2223
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.07 15:43. Заголовок: извините,соврал Вам...


извините,соврал Вам.там же нет преобразователя.Виноват.Но до 5-ти это имхо маловато

В автосалоне ВАЗ:
- Пап, бибика!
- Не трогай каку!!
Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник




Пост N: 84
Зарегистрирован: 04.08.07
Откуда: Россия, Калининград
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.07 15:54. Заголовок: para bellum пишет: ..


para bellum пишет:

 цитата:
Но до 5-ти это имхо маловато


Давно я им занимался, забросил. Надо будет достать всё перемерить, фрагмент схемы отсканировать, и на форум! Всё никак не собирусь. Когда долго чем-то одним занимаешься, и оно ещё не получается, оно потом так осточертает...

Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник




Пост N: 85
Зарегистрирован: 04.08.07
Откуда: Россия, Калининград
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.07 15:58. Заголовок: Ripatechnik пишет: ..


Ripatechnik пишет:

 цитата:
Но до 5-ти это имхо маловато


Да я витки на плате раздвигал и сжимал медленно. Ну уж чё-то та должен ухватить. У нас тут одна станция мощная, её нельзя не заметить. Блин, стока техники разной, Океанов несколько, перестроил на импортный диапазон а тут такое. Ну, видимо очень уж упростили схему инженеры в 92-м.

Спасибо: 0 
Профиль





Пост N: 2224
Зарегистрирован: 14.11.06
Откуда: Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.07 16:10. Заголовок: насчет перестройки У..


насчет перестройки УКВ блока Риги-310 на 88-108 (а точнее на 100-108)-не пытайтесь этого делать.Только навесной на антенну конвертер решит проблему...

В автосалоне ВАЗ:
- Пап, бибика!
- Не трогай каку!!
Спасибо: 0 
Профиль
постоянный участник




Пост N: 92
Зарегистрирован: 04.08.07
Откуда: Россия, Калининград
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.07 19:09. Заголовок: Да я не пытаюсь его ..


Да я не пытаюсь его перестроить, просто сделать, чтоб работало в своём диапазоне. Хотя при перестройке какие могут проблемы возникнуть? Входной контур?
Хотя МЛ-6302 (Тоже Рига какая-то) перестроил, сжал, часть нашего и почти весь импортный, всё работает, чувствительность нормальная.... но там входной контур перестраиваемый...

Спасибо: 0 
Профиль
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 264
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет