Я тут взялся на днях за собирательство старых магнитных лент типа 2 и 6 (ацетатных), они рвутся, чем клеить не помню (последний раз 30 лет назад клеил). Использовал Яндекс и вот что нашёл:
http://www.adit.ru/seminar/echolot/papers/paper.asp?nomer=14 Вепринцева Ольга Дмитриевна
старший научный сотрудник
Институт теоретической и экспериментальной биофизики РАН Фонотека голосов животных им. Б.Н. Вепринцева (это который птиц записывал вот на этот портативный магнитофон Репортёр-3
http://www.rw6ase.narod.ru/mgktp/reporter3.html есть фото Вепринцева с эитм мофоном в книге В. Пескова)
СТАРЕНИЕ МАГНИТНЫХ ЛЕНТ:
СИНДРОМ, ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА,
ПОДХОДЫ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ
В относительно недавнее время получены данные о том, что магнитные среды – носители информации, в том числе звука, подвержены процессам старения (ageing). Признаки старения и химические процессы, лежащие в основе этого явления, различны для различных типов носителей. Как широко известно, магнитные ленты – сложные системы. Самые простые из них состоят как минимум из двух слоев: несущего слоя (синонимы: основа, подложка) и рабочего слоя (синонимы: лак, связующий слой, байндер), которые представляет собой трехмерную полимерную сетку, в которой взвешены магнитные частицы окиси железа, как правило. В англоязычной научной литературе рассматривается старение магнитных лент двух наиболее распространенных типов:
1. на ацетат-целлюлозной основе (общее название - ацетатные ленты); такие ленты производились в 40-70-х годах;
2. на полиэтилентерефталатной основе (ПЭТ, фирменные названия: лавсан, майлар, тоэ-реэн). Принятое в России название – лавсановые ленты. Такие ленты производятся с середины 70-х годов по настоящее время.
Признаки старения ацетатных лент:
- выделение специфического запах уксусной кислоты;
- возрастание хрупкости и тенденции рваться в лентопротяжном тракте;
- уменьшение массы,
- деформации типа «сабельность», «корытность» и др.,
что в совокупности называется «синдромом деацетилирования».
Деформации приводят к мистрекингу и не плотному прилеганию к головке магнитофона, что влечет за собой ошибки считывания фонограммы. Причина – деацетилирование ацетат-целлюлозной основы, то есть выщепление остатков уксусной кислоты из полимерных молекул. Это приводит к разрывам в полимерной сети и изменению механических свойств подложки.
Деацетилирование и вызванные им эффекты необратимы. Более того, реакция является автокаталитической, т.е. однажды начавшись, протекает с ускорением. (1, 2). Основываясь на печальном опыте, Справочник Общества Аудиоинженеров США сообщает: «Ленты (с целлюлозно-триацетатной основой), которые были стабильны в течение 50 лет, могут деградировать до нечитаемого состояния в течение всего нескольких лет» (3) . Решение проблемы – срочный перенос фонограммы на новый носитель. Во избежание разрывов рекомендуется при перемотке лент, демонстрирующих вышеописанный синдром, использовать пониженную скорость и другие возможности, которыми снабжены профессиональные магнитофоны, специально предназначенные для работ по архивированию, например STUDER A 820, A 807 и др. К сожалению, в литературе не обсуждаются способы проигрывания деформированных участков лент.
Признаки старения лавсановых лент.
Видимые и слышимые признаки неблагополучия:
- отложение продуктов распада материала рабочего слоя ленты на компонентах лентопротяжного тракта (синонимы: депозит, осадок, нагар) – довольно частое явление;
- генерация прерывистого звука высокого и очень высокого тона при проигрывании (свист), сопровождающего накопление нагара – менее частое явление, называемое «squealing» - визжание, свистение;
- залипание ленты и остановка лентопротяжного механизма – редкое явление.
Совокупность этих явлений известна под названием «sticky-shed syndrome» (синдром залипания-шелушения). (4, 5)
Национальный Институт Стандартов США в течение нескольких лет исследовал причину старения лавсановых лент с одним типом рабочего слоя, основным компонентом которого является полиэфир полиуретан. Это – наиболее распространенный тип лент, производимых западными компаниями. (Советская промышленность работала над различными композициями лака, в том числе также использовались полиуретановая смола и полиуретановые эластомеры. (6).) Авторы исследований пришли к заключению, что адсорбция атмосферной воды вызывает гидролиз полиэфир полиуретана, что приводит к деструкции пространственной трехмерной сетки байндера и выщеплению продуктов распада. Реакция инициируется свободными протонами, являясь, таким образом, автокаталитической, так как каждый акт гидролиза сложноэфирной связи генерирует новую ацильную группу, в свою очередь диссоциирующую с образованием протона. Для ингибирования реакции гидролиза в рабочий слой добавляется поликарбодиимид, соединение с высокой константой связывания протонов, что предусмотрено технологией производства. Однако, после насыщения всех остатков карбодиимида, что может произойти в течение долгих лет хранения (особенно в кислой среде), ингибирование прекращается и гидролитическая реакция должна развиваться экспоненциально. Авторы, в течение многих лет исследуя ряд магнитных лент с цифровой записью, помещенных в условия с различной температурой и влажностью, пришли к заключению, что деструкция полиэфир полиуретана необратима, и высказали предположение, что именно накопление продуктов распада на поверхности лент делает записи нечитаемыми. (7, 8)
Второй причиной этого синдрома считается потеря лубрикантов (синонимы: антифрикционные добавки, смазки), которые также добавляются в лак в процессе производства (5). Скорее всего, этими двумя факторами причины старения не исчерпываются.
Логично было предположить, что скопление низкомолекулярных гидрофильных продуктов распада на поверхности старой ленты может изменить ее физические свойства, в частности коэффициент трения. Такие изменения могут произойти задолго до того, как распад зайдет так далеко, что приведет к отслоению рабочего слоя от подложки, т.е. к потере звуконесущего компонента. Нами было установлено, что на многих старых лентах имеются участки, которые при проигрывании испытывают повышенное натяжение в лентопротяжном механизме. Проигрывание таких лент часто сопровождается накоплением осадка на головке и других неподвижных элементах лентопротяжного тракта, а также появлением свиста. Показано, что эти явления коррелируют с повышением детонации и иногда приводят к появлению высокочастотных модуляций в воспроизводимом звуковом сигнале в данной паре лента-воспроизводящий механизм , то есть приводят к искажениям при считывании фонограммы.
Задача реставратора - оценить текущее состояние ленты и выбрать адекватные средства для подготовки ее к воспроизведению и перезаписи фонограммы без внесения в каких-либо изменений по сравнению с оригиналом. Понятно, что в текущее физическое состояние ленты вносят вклад многие факторы, в том числе:
-технология производства (информация недоступна или крайне ограничена: интеллектуальная собственность производителя);
-особенности данной партии (как правило, варьируют от партии к партии);
-развивающиеся процессы старения (функция двух предыдущих факторов в сочетании с условиями записи, хранения, эксплуатации и возраста ленты, т.е. ее индивидуальной судьбы).
Понятно также, что каковы бы ни были причины неблагополучия, целью реставрации должно быть восстановление физических свойств рабочей поверхности ленты, важных для извлечения записанной фонограммы, - гладкая поверхность, плотное прилегание к считывающей головке, что критически важно для адекватного воспроизведения амплитудно-частотной характеристики, и равномерность скорости транспортировки. В США, но не только там, для этой цели используют ряд приемов:
- замена всех старых расплывающихся липких или пересохших склеек на новые (3 M 67 Splicing tape), вырезание мест склеек в тех случаях, когда это не затронет фонограмму и использование растворителей только в самых необходимых случаях, тщательное просушивание перед сматыванием;
- замена ацетатных ракордов (потенциальный источник кислоты) на лавсановые;
- нагревание лент при 50 градусах С в течение 6-24 часов, при этом имеется в виду, что это может привести к высушиванию липких участков, а также перераспределению лубриканта и его выходу из лакун, находящихся в толще ленты, на поверхность; (5)
- осторожная полировка поверхности ленты, при этом важно обеспечить гарантии того, что лента не будет необратимо растянута;
- смазка поверхности ленты.
- как можно более частая чистка головки и всего лентопротяжного тракта.
Такие операции делаются непосредственно перед копированием, так как они приводят только к временному восстановлению, поскольку процессы старения не могут быть ни обращены, ни остановлены.
Следует иметь в виду при этом, что повышение температуры увеличивает скорости реакций, приводящих к деструкции полимеров. Однако нашей задачей является сохранение оригиналов на максимально долгий срок, так как технологии записи звука быстро развиваются и со временем возможно будет изготовить копии лучшего качества. Поэтому наиболее перспективным мне представляется использование смазок. Насколько мне известно, по этому вопросу нет научных публикаций в открытой печати, но есть сообщения частных коллекционеров о некотором удачном опыте. Совместно с Библиотекой звуков природы Корнелльского университета США мы провели некоторые предварительные исследования в этом направлении и получили первые положительные результаты. Работа будет продолжена при наличии финансирования.
В заключение уместно привести высказывание Б. Я. Меерзона: «Вряд ли можно описать все те ухищрения, к которым приходится прибегать звукорежиссерам архивов для того, чтобы добиться желаемых результатов. Успех восстановления фонограмм обеспечивается не столько применением электронных устройств, сколько мастерством и опытом звукорежиссера» (9).
Сноски:
1. Reilly J.M. 1993. IPI Storage guide for acetate film. Image Permanance Institute :
Rochester, NY.;
3. Schuller D. 1989. Sound tapes and the ‘vinegar syndrome’. Phonographic Bulletin. V. 54. P. .29-31;
3. Standards and Information Documents. 1997. AES22-1997. Audio
Engineering Society, Inc., NY, USA. 20 pp.;
4. Van Bogart J.W.C. 1995. Magnetic Tape Storage and Handling. A Guide for
Libraries and Archives. National Media laboratory. The Commission on
Preservation and Access. Washington, DC. 39 p.;
5. Rivers M., Newton G.
http://www.audio-restoration.com/baking/htm 6. Котов Е. П., Руденко М. И., 1990. Носители магнитной записи. Справочник. Москва. Радио и связь. 384 стр.);
7. Brown D.W., Lowry R.E., Smith L.E. 1980. Kinetics of hydrolitic aging of polyester urethane elastomers. Macromolecules. V 13. P. 248-252.;
8. Smith L.E. 1991.Factors Governing the Long-term Stability of Polyester-Based
Recording Media. Restaurator.Vol.12. P.201-218;
9. Меерзон Б.Я. 2000.Архивирование звукозаписей. Звукорежиссер.9:54-:57.
Любопытно, но чем же всё-таки эти ленты клеют (каков состав клея)?
А. Горский